Научные основы сестринского дела
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО – часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.
СЕСТРА — специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.
Этическими элементами философии сестринского дела являются этические обязанности, ценности и добродетели (совершенства).
Сестра, разделяющая принятую философию сестринского дела, принимает на себя следующие этические обязанности:
- говорить правду;
- делать добро;
- не причинять вреда;
- уважать права пациента;
- уважать обязательства других (членов бригады);
- держать слово;
- быть преданной;
- уважать право (пациента) на самостоятельность.
Этическими ценностями (на которых также основана философия), определяющими цели, к которым стремится сестра, являются:
- профессионализм;
- здоровье;
- здоровая окружающая среда;
- независимость;
- человеческое достоинство;
- забота (уход).
Добродетели (совершенства) определяют личные качества, которыми должна обладать хорошая сестра.
Добродетели – .это черты характера, которые располагают человека к хорошим поступкам:
- знание;
- умение;
- сострадание;
- милосердие;
- терпение;
- целеустремлённость.
Сестринское дело, являющееся наукой и искусством, направлено на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем и сконцентрировано на заботе о пациентах. Свои знания и навыки сестра использует для того, чтобы заботиться об их здоровье. Эта работа должна быть целенаправленной и систематической. Искусство сестринского дела заключается в том, чтобы воображение и творчество по уходу за больными сочетались с научным обоснованием. Сестра должна уметь распознать не только важные проблемы со здоровьем, но и понимать мысли и чувства человека.
Областями компетенции медицинской сестры являются: оказание помощи, диагностика и наблюдение, просвещение и обучение, умение эффективно работать в стремительно меняющейся обстановке, лечебные процедуры и режим, соблюдение и обеспечение безопасности лечебного процесса, организационные вопросы.
Выполняя свои уникальные функции, сестра действует независимо (в рамках сестринского процесса), взаимозависимо (в составе бригады) и в зависимости от врача, выполняя его назначения. В различных странах параметры этих функций различны.
Одна из основных проблем сестринского дела – изменение подхода к пациенту. Это не просто «человек», нуждающийся в сестринском уходе и получающий его, это прежде всего личность. Сестра, разрабатывающая совместно с пациентом план ухода, может рассчитывать на успешную его реализацию только в том случае, если она понимает и учитывает, что общается с личностью с определенными биологическими, психологическими, социальными и духовными проблемами. Т.е. сестра должна быть готова к целостному (холистическому) подходу к человеку.
Модели сестринского дела.
По своей сути сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний и умений. В основе ухода должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента. Другими словами в основе должна лежать модель.
Модель – это средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства.
Модель – это научно обоснованный набор понятий, который составляет элементы сестринской практики. Для планирования ухода можно выбрать какие-то элементы из различных моделей.
Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит от уровня экономического развития той или иной страны, её политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каждая модель отражает различия в понимании авторами не только термина «сестринское дело» но и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда». Модель сестринского дела ориентирована на человека, а не на болезнь.
Например, до 17 века сестринское дело было сведено к уходу за пациентом. Как правило, не было никаких активных попыток повлиять на течение болезни. Модель сестринского дела, сложившаяся в США в конце 19-го, начале 20-веков, отражает деятельность Флоренс Найтингейл, которая считала, что состояние пациента можно улучшить, воздействуя на окружающую обстановку, для этого обеспечивался свежий воздух, тепло, свет, питание и соответствующая гигиена. Постепенно эти факторы стали важными для всех, а не только для больных, заложили основы профилактики.
С развитием медицинской помощи многие обязанности стали переходить к медицинской сестре (измерение температуры, артериального давления, выполнение ряда процедур и пр.). Кроме ухода за пациентом, сестра принимает активное участие в реабилитации и профилактике. В связи с этим появились другие модели сестринской помощи. В каждой модели отражаются мировоззрения и убеждения медицинских сестер, занимающихся её построением.
В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринской помощи. В каждой модели сестринского дела имеются общие положения:
- пациент;
- источник проблем пациента;
- направленность сестринского вмешательства;
- цель ухода;
- способы сестринского вмешательства;
- роль сестры;
- оценку качества и результатов ухода.
Наибольшее распространение получили модели: дополняющая (В.Хендерсон), модель поведенческой системы (Джонсон), адаптационная модель (Рой), модель дефицита самоухода (Орем).
Основные положения модели
Согласно врачебной модели человек (пациент) представляет собой набор анатомических органов и физиологических систем. При таком подходе человек рассматривается как «пассивный носитель болезни!»
Источник проблем пациента
Сестринское вмешательство при этой модели связано исключительно с биологическими потребностями человека, т.е. уход направлен на поддержание функции того или иного органа или системы, а не человека в целом.
Цель ухода
Цель ухода направлена на то, чтобы вызвать изменения в конкретных физиологических и анатомических системах организма, восстановив их деятельность до прежнего устойчивого уровня. В данной модели интересы пациента редко находятся в центре внимания.
Роль сестринского персонала сводится к роли «помощника» врача («при враче»).
На сегодняшний день существуют десятки моделей с/д. Фундамент моделей составляет философия с/д. Из всех моделей сестринского дела наиболее приемлемой для нашей страны признана одна из первых моделей, созданная в 1953 г. на основе учения об основных человеческих потребностях американского психолога А.Маслоу – модель Вирджинии Хендерсон.
Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на биологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели — участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
Пациент, согласно утверждению В.Хендерсон, имеет человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей: «…Вне зависимости от того, болен человек или здороь, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений…».
Взаимосвязь основных потребностей по А.Маслоу с фундаментальными
потребностями по В. Хендерсон
Уровни основных потребностей человека по
А.Маслоу |
Виды повседневной деятельности по В.Хендерсон |
Первый уровень: Физиологические потребности | Нормально дышать. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. Выделять продукты жизнедеятельности. Двигаться и поддерживать нужное положение. Спать и отдыхать. |
Второй уровень: Потребность в безопасности | Одеваться и раздеваться, выбирать одежду. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде. Обеспечивать
свою безопасность и не вредить другим людям. |
Третий уровень: Социальные потребности | Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение. Отправлять
религиозные обряды в соответствии со своей верой. |
Четвертый уровень: Потребность в уважении и самоуважении | Выполнять работу, результаты которой приносят удовлетворение. Отдыхать, принимать участие в разнообразных развлечениях и играх. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально
развиваться. |
Медицинскую сестру В.Хендерсон видит с одной стороны – как самостоятельного и независимого специалиста в системе здравоохранения, поскольку она выполняет те функции, который не может выполнить пациент, с другой – как помощника врача, выполняющего его назначения.
Модель позволяет вернуть понятию «сестра» первоначальный замысел — «та которая питает, лелеет и защищает слабого; подготовлена для заботы о слабом».
Модели И.Роупер, В.Логан и А.Тайэрни
Данная модель была предложена Н.Роупер в 1976 году и дополнена в 80-е годы В.Логан и А.Тайэрни. все приводимые в данной теории фундаментальные потребности имеют биологическую, культурную и социальную основу. Причем степень их удовлетворения имеет прямую зависимость с возрастом человека, его социальным статусом и культурным уровнем.
Авторы данной модели определили 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе:
- инвалидность;
- патологические и дегенеративные изменения в тканях;
- несчастный случай;
- инфекционное заболевание;
- последствия влияния физических психологических и социальных факторов окружающей среды.
По данной модели сестра совместно с пациентом последовательно оценивает его возможность в удовлетворении фундаментальных потребностей, устанавливая фактические и потенциальные проблемы.
Проблемы сестринского вмешательства зависят от конкретных потребностей пациента и направлены только на их удовлетворение.
Модель поведенческой системы (Д.Джонсон)
Данная модель рассматривает пациента как поведенческую систему.
Пациент согласно модели Д.Джонсон – это «индивид, имеющий набор взаимосвязанных систем поведения, причем каждая из них стремится к балансу и равновесию внутри себя».
Нарушения равновесия внутри подсистем поведения – причина для сестринского ухода. Целью ухода должно быть восстановление равновесия в каждой подсистеме.
Роль сестры по определению Д.Джонсон является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от неё. Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие во время психологического и физиологического кризиса.
Адаптационная модель К.Рой (1976г.) Согласно данноймодели пациент рассматривается как личность, индивидуум.
Задачей сестры является оказание помощи пациенту в достижении и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни. Здесь сестра выступает в роли наставника-координатора. Фокусом вмешательства медицинской сестры являются способы адаптации пациента к окружающей обстановке во время происходящих изменений в его жизни.
Модель Д.Орем
Рассматривает человека как единую функциональную систему, имеющую мотивацию к самоуходу. Возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии, независимого от того, здоров он или болен.
Сестринское вмешательство должно быть направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины. Сестринское вмешательство позволяет человеку сохранить здоровье, справиться с последствиями травмы или болезни.
От моделей к сестринскому процессу.
Какую модель выбрать для практического применения? Как выбрать: интуитивно или полагаясь на личное восприятие? Модели нельзя рассматривать как «хорошие» или «плохие». Скорее их следует использовать как руководство к действию в той или иной ситуации. Следует учитывать, что все создавались в конкретной социальной и культурной среде, с учетом потребностей общества. Поэтому разные модели по-разному определяют природу человека, его потребности, роль сестры и объем сестринских вмешательств. Надо помнить, что модель^ созданная в одной стране, может оказаться неприемлемой для другой.
В рамках Европейского регионального бюро ВОЗ сестрам, рекомендуется использовать модель, учитывающую физиологические, психологические и социальные потребности пациента и его семьи. Преимуществом использования модели ВОЗ является перенос акцента сестринской помощи с аспектов болезни на аспекты здоровья. Использование модели В.Хендерсон не исключает использования и других моделей.
Сестринский процесс: понятия и термины.
Сестринский процесс состоит из 5-ти последовательных основных этапов:
- оценка состояния пациента (сбор информации о состоянии здоровья пациента);
- Интерпретация полученных данных (определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента, т.е. сестринский диагноз);
- планирование предстоящей работы (определение программы действий);
- реализация составленного плана (дальнейшие действия медицинской сестры);
- оценка результатов эффективности перечисленных этапов (коррекция ухода в случае необходимости).
Сестринский процесс динамичен, т.к. по ходу развития отношений между
Сестрой и пациентом возникают изменения текущей оценки. Это позволяет сестре своевременно реагировать на изменение потребностей пациента.
Третьей характеристикой сестринского процесса является творчество медицинской сестры, проявление которых в немалой степени зависит от влияния преподавателей. Углубление и продолжение образования расширяет творческие способности.
Все три характеристики сестринского процесса взаимосвязаны, т.к. цель сестринского процесса может быть достигнута благодаря правильной организации сестринского ухода, а эффективность сестринского дела зависит от творческих способностей медицинской сестры.
Сестринский процесс – это и:
- структура, организующая сестринскую практику;
- систематический метод определения ситуации, в которой находится пациент и медицинская сестра, а также возникающих в этой ситуации проблем с целью выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон;
- научный метод профессионального решения сестринских проблем.
Преимущества внедрения понятия «сестринский процесс» для сестринского образования и сестринской практики:
- системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода;
- активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;
- возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
- повышение компетентности, независимости, творческой активности медицинской сестры, а значит и престижа профессии в целом.
Флоренс Найтинсейл писала: «…Важнейший практический урок, который может быть дан медицинской сестре – это научить её тому, за чем наблюдать, как наблюдать, какие симптомы указывают на ухудшение состояния, какие признаки являются существенными, какие можно проигнорировать, какие признаки указывают на недостаточный уход, в чем выражается недостаточность ухода».
Итак, подведя итог всего вышесказанного можно составить сводную таблицу основных положений сестринского процесса (процесса ухода за больными).
Сводная таблица основных положений сестринского процесса
Этап сестринского процесса | Суть данного этапа | Мероприятия
выполняемые на данном этапе |
1. Оценка состояния пациента
(сестринское обследование). |
Сбор, оценка и взаимоувязывание информации с целью создания единой
информационной системы о больном |
1. сбор материала для истории болезни по уходу за больным;
2. проведение субъективного обследования; 3. проведение объективного обследования (общий осмотр, аускультация, пальпация, сбор лабораторных данных и данных |
2. Интерпретация полученных
данных, постановка сестринского диагноза |
Идентификация потребности медицинского обслуживания пациента для формулировки диагноза ухода за больным. | 1. анализ и определение ценности полученной
информации; 2. сортировка полученной информации; 3. идентификация проблем пациента; 4. формулирование диагноза ухода за больным. 5. |
3. Планирование ухода | 1. “Определение совместно с пациентом ожидаемых результатов ухода и их запись. 2. Определение характера и объема
сестринского вмешательства (разработка стратегии ухода за ‘больным) и их документирование. 3. Определение совместно с пациентом продолжитель- ности сестринского вме- шательства с фиксацией в документации. 4. Определение возможных ‘последствий ухода. |
1. идентификация целей пациента; 2. выбор конкретных мер по уходу за больным; 3. установление
возможных последствий ухода; 4. написание плана по уходу. |
4. Выполнение | Выполнение | Непосредственная |
(реализация) | (непосредственная | реализация составленного |
плана | реализация) действий, | плана ухода за пациентом. При |
сестринского | направленных на достижение | этом медицинской сестре |
ухода. | поставленных целей. | обязательно нужно обратить внимание на то: как |
• | вмешательствах; когда их выполнять; как координируются все вопросы ухода; какова ответственность и |
5. Оценка | 1. Определение степени | 1. сопоставление итоговой |
эффективности | достижения поставленных | реакции самочувствия |
сестринского | целей ухода. 2. Определение | пациента с |
процесса | эффективности сестринского
^вмешательства при |
устанавливаемыми
критериями целей ухода; 2. |
решении конкретных | подведение итогов ухода и | |
проблем пациента. 3. Дача | анализ причины полученных | |
новой информации для | результатов; 3. при | |
переоценки потребностей | необходимости корректировка | |
пациента и нового | планов по уходу за больным. | |
планирования ухода (в том | ||
случае, если “цель не была | ||
достигнута). |
Сестринский процесс – динамичный, цикличный процесс, информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медицинской сестры.
Документация сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента, составной частью, которой является план сестринского ухода.
Одним из достижений новых сестринских технологий является внедрение сестринского обслуживания в практическое здравоохранение с использованием стандартов профессиональной деятельности.
Стандарт – это эталон, образец, норма, модель – единый и обязательный, принимаемый за исходное для сопоставления с ним других подобных объектов, действий и т.п.
Стандартный план ухода – это базовый уровень сестринского обслуживания, обеспечивающий качественный уход по определённой проблеме пациента, вне зависимости от конкретной клинической ситуации.
Индивидуальный план ухода – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по определённой проблеме пациента с учетом конкретной клинической ситуации.
Таким образом, чтобы осуществить индивидуальный план ухода, медицинской сестре необходимо владеть знаниями стандартов специального ухода, стандартами манипуляций, процедур, ориентироваться на стандартную модель сестринского процесса.
Стандартный план сестринского ухода за пациентом, страдающим артериальной гипертензией (АГ)
Проблема | Цель ухода | Действия сестры | Оценка |
Дефицит знаний о: факторах риска АГ” необходимости коррекции питания; необходимости снижения массы тела; необходимости повышения стрессогеноустойчивости. |
Устранение дефицита знаний |
1. беседа;
2. изучение специальной литературы; 3. обучение методике релаксации; 4. обучение контролю за массой тела; 5. подбор диеты; 6. консультации врача (при необходимости). |
В течение недели |
Прием ЛС | 1. беседа;
2. мотивация пациента; 3. назначенных препаратов. |
||
Нерегулярный и бессистемный | строго по схеме, | 1 раз в | |
прием лекарств | назначенной врачом | неделю | |
1. беседа; | |||
2. литература; | |||
3. COLjt^i-iud иетдик.£ | |||
Чувство тревоги из-за | Уменьшение | измерения АД и | |
необходимости изменения стиля жизни и угрозы состоянию здоровья | TX\ PR C\ 1VH” T- 1
U^JtJVjytVrlDlA. |
ведению дневника самоконтроля;
4. обучение контроля водного баланса; |
1 раз в неделю |
5. консультация психолога (при необходимости). |