Социальная и медицинская психология. Этика и деонтология в медицине
Согласно современной трактовке психология – это наука о закономерностях функционирования и развития психики как особой, наиболее совершенной формы адаптации живых организмов к окружающей среде. Ближайшими науками к психологии считают философию, биологию, медицину, педагогику, социологию и математику. На сегодняшний день психология представляет собой разветвленную систему знаний. Наиболее активно развиваются медицинская, педагогическая, возрастная, инженерная, военная, космическая, социальная, юридическая, экологическая психология, психология спорта, искусства. Общая психология является методологической основой любой отрасли.
Клиническая психология — отрасль психологии, занимающаяся психологическими аспектами возникновения, течения и лечения заболеваний, способов их профилактики, психологическими закономерностями воздействия врача на больного, особенностями самого больного. Медицинская психология включает три подраздела:
патопсихологию, нейропсихологию и психосоматику.
Патопсихология занимается накоплением фактов относительно характера возникающих изменений в протекании психических процессов у больного человека под влиянием имеющегося заболевания, негативного и позитивного опыта, окружающей его социальной и физической среды.
Нейропсихология занимается изучением морфологического субстрата высших психических функций по результатам сравнительного анализа характера имеющихся повреждений мозга с имеющимися у пациента психическими нарушениями. Это направление медицинской психологии возникло на пересечении таких дисциплин, как психология, неврология, нейрохирургия, нейрофизиология.
Психосоматика занимается изучением влияния психологических факторов на возникновение соматической патологии, способов ее профилактики и компенсации. Современные представления о механизмах психосоматических реакций складывались под влиянием теории стресса Г.Селье.
Клиническая и медицинская психология имеют смежные разделы, которые играют большую роль в практической деятельности врача. К ним относятся психодиагностика, прикладная психология, психофизиология, психология личности, социальная психология, психология труда, инженерная психология.
В рамках психодиагностики развиваются методы изучения отдельных психических образований, личности в целом, взаимодействие людей между собой и с окружающей средой.
В рамках прикладной психологии развиваются методы коррекции нежелательных психических и поведенческих феноменов.
Объектом изучения психофизиологии являются физиологические механизмы психических процессов.
В рамках психологии личности изучаются детерминанты, определяющие направленность, целеполагание, мотивацию врача, пациента, родственников больного.
Социальная психология дает возможность врачу рассматривать вопросы поведения человека как члена различных социальных групп и типов социальных связей (взаимоотношения пациента с врачом и другим медперсоналом, семьей, сослуживцами, другими пациентами).
Психология труда занимается разработкой оптимальных режимов труда, закономерностями вырабатывания и развития утомляемости, эффективных способов восстановления физических и душевных сил.
Центральными в психологии являются понятия психики и сознания. Под психикой понимается системное устройство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом отчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения деятельности. Под сознанием понимается высшая форма психического отражения и саморегуляции, переживаемая как череда сменяющих друг друга образов и субъективных переживаний.
Психические процессы подразделяются на когнитивные (познавательные) и эмоциональные. К когнитивным процессам относят ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение. К эмоциональным процессам относят эмоции, чувства, настроение. Все они оказывают существенное влияние на возникновение, протекание и исход как психических, так и соматических заболеваний, эффективность и результаты лечения.
Каждому врачу известна вероятность возникновения тех или иных заболеваний, особенности их протекания, эффективность методов лечения в зависимости от индивидуальных особенностей больного.
К индивидуальным особенностям пациента относятся конституциональные и прижизненно сформированные психофизиологические и психологические особенности.
В настоящее время в рамках психологической науки создаются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Значимость клинической психологии для врача на этапах диагностики заболеваний, выбора эффективного лечения и исхода их велика. В арсенале клинического психолога на сегодняшний день имеется широкий набор психологических методов. Самым распространенным методом является наблюдение. Оно может быть общими целенаправленным. Общее наблюдение позволяет выявлять закономерности поведения пациента, в результате чего складывается общее впечатление о нем. Врача и медицинского психолога иногда могут интересовать частные особенности больного (состояние кратковременной и долговременной памяти, эмоциональная сфера, адекватность интеллектуального развития и др.). Такое наблюдение называется целенаправленным.
Важным методом является интервью. Интервью – это процесс получения информации при устном опросе. Оно проводится в свободной или стандартизированной форме. Свободное интервью является хорошей формой достижения релаксации пациента в результате подробного рассказа о своем состоянии. Эта форма общения занимает много времени и имеет низкую информативность, но она очень важна для снятия стресса у пациента. Стандартизированное интервью может быть коротким, но содержательным. Недостаток его – нарушение эмоционального контакта с пациентом. Цель интервью – выявить круг значимых для пациента проблем,имеющих отношение к его личностным особенностям, особенностям протекания заболевания, приемам социальной адаптации. Знание этих особенностей пациента может существенно повлиять на выбор методов лечения.Во время интервью в речи пациента могут быть паузы или задержки с ответом. Они могут быть вызваны припоминанием, продумыванием ответа и формулировки, проявлением сопротивления, негативизма, желанием скрыть или обмануть, попыткой угадать «правильный» ответ на вопрос. Уточнить причину паузы и затруднений в ответе можно по изменившейся экспрессии лица, мимике, направлению взгляда, ритму и глубине дыхания, моторике и т.д.Пациенту можно помочь, задав вопрос, уточняющий причины затруднений, дать время для обдумывания ответа, создать ситуацию безопасности, установить письменный, жестовый или тактильный контакт.
В процессе общения врача с больным значительную роль играет беседа.
Беседа – это сбор фактов. Отличие от интервью заключается в том, что у беседующих людей оказываются сходные роли в коммуникативном контакте. Беседа проводится как в диагностических, так и в психотерапевтических целях. В беседе врач решает следующие психологические задачи:
- уточняются симптомы;
- анализируется жизненная ситуация;
- проводится содержательный анализ речи;
- исследуются невербальные формы поведения;
- уточняется круг психологических проблем;
- анализируются ожидания пациента;
- формируется и проверяется гипотеза о психическом состоянии;
- обсуждается совместно с пациентом диагноз и стратегии лечения;
- осуществляется лечебное воздействие.
В процессе беседы возможны нарушения контакта с пациентом.Их можно ликвидировать с помощью психологических приемов. К ним относятся: анализ собственного поведения, использование при взаимодействии с пациентом удобной для него репрезентативной системы, анализ причин необходимости в самоутверждении и манифестации своих ценностей, восстановление адекватной профессиональной системы взаимоотношений с пациентом.
Клиническим психологом и врачом могут быть использованы также такие методы, как анкетирование, исследование продуктов психической деятельности человека, эксперимент, тест.
Анкетирование – это составление письменного самоотчета по предложенной исследователем программе.
Исследование продуктов психической деятельности человека или психобиографический метод. Он позволяет воссоздать некоторые психические характеристики индивида по результатам его деятельности.
Эксперимент – способ сбора фактов в специально организованных или обычных условиях. Различают лабораторный и естественный эксперимент.
Тест – это система заданий, позволяющая измерять уровень развития определенного психического качества, состояния, процесса или свойства пациента.
Понятие врачебной этики и деонтологии.
В настоящее время общепризнанной является взаимосвязь этики, деонтологии, морали, медицинской психологии, психотерапии и психопрофилактики. Морально-этические, деонтологические и психологические аспекты врачебной деятельности формировались столетиями и проявлялись по-разному в зависимости от уровня развития науки и общества.
Этика – учение о морали. Деонтология – область этики, предметом которой является учение о долге одного человека перед другим и обществом в целом. Медицинская этика изучает нравственные проблемы, служит основой формирования нравственных качеств врача. Она вырабатывает принципы поведения медицинских работников. Принято выделять следующие разделы:
– общие вопросы поведения врача;
– нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе в целях эффективного восстановления здоровья больных;
– взаимоотношения врача, медицинского персонала и больного в условиях конкретной специальности.